Чалых

21 ноября 2010 года, в праздник Архангела Михаила окончил свой жизненный путь Николай Николаевич Чалых - потомственный казак, Почетный гражданин города Рыльска, краевед-исследователь родного города, автор многочисленных книг и публикаций, посвященных его истории, чадо Православной Церкви. Простой, обаятельный и неравнодушный человек, Николай Николаевич до конца своих дней горячо стремился все свои силы, таланты и возможности поставить на служение обществу, любимому городу, сделать его славнее и краше, сохранить и передать современникам и потомкам наследие предков. Царствие небесное и вечная память!

 

«Рыльск: История с древнейших времён

до конца ХХ века»

 Из книги Чалых Н. Н.

о происхождении названия города «Рыльск»

"...Версия, выдвигаемая автором, основанная на изучении многих исторических материалов и местных преданий, более правдоподобна. Она исходит из древних связей двух единоплеменных славянских народов — русского и болгарского, и связана с именем болгарского святого Иоанна Рыльского, с названием мест его жития в Рыльской пустыне и пребыванием в наших краях болгарских монахов из Рыльского монастыря.

Путь, проделанный иноками Рыльского монастыря из Болгарии в Черниговские земли, в том числе и до нашего города, был известен еще со времен княжения Святослава.

В Болгарии еще в VIII веке несла свои воды река, называемая Рило, проложившая себе среди гор путь для тихого течения по равнине. От реки Рило в Болгарии получили названия Рильские горы, село Рила, Рильская пустынь. В этих пустынных местах жил великий сподвижник Иван, прозванный Рильским.

В 986 году, во время правления болгарского царя Самуила, в битве у Трояновых ворот, недалеко от Средец, где находились мощи святого Иоанна, на стороне Бол гарии принимала участие Киевская дружина князя Владимира. Во время возвращения Владимира Святославича на Русь, вместе с русскими покинули свою Родину и некоторые болгары, в их числе были и монахи Рыльского монастыря, захватившие с собой свою святыню - десницу (правую руку) Ивана Рыльского. Болгары, глубоко верующие люди, уходили на Русь из-за притеснения греческих оккупантов, запрещавших им совершать богослужения на родном болгарском языке.

Так и поселились в нашем городе болгарские «братья», которые, тоскуя по своей Родине, дали название речке, протекающей по равнине, Рило (Рыло), такое же, как и в Болгарии, откуда они пришли.

Для проведения богослужений монахи с помощью жителей города построили небольшую деревянную церковь - молельню во имя своего святого Ивана Рыльского; здесь же, по преданию, была захоронена и его десница. Город, где находилась церковь, получил название Рыльск. Здесь можно рассмотреть две версии: город приобрел название от реки Рыло (болгарского села Рыло) с добавлением суффикса «ск» — Рыльск, или во имя преподобного Ивана Рыльского. Позже и гору, на которой находилась церковь, в честь болгарского святого стали называть горой Ивана Рыльского.

Посещали Болгарию и русские священнослужители. Так, в 1106-1107 годах Болгарию посетил игумен Черниговского монастыря Даниил, направлявшийся в Константинополь и ко «Гробу Господню». В эти годы Рыльск входил в Черниговскую епархию, включавшую в себя Путивльскую, Рыльскую, Льговскую и Курскую земли.

Достоверность перенесения десницы св. Ивана Рыльского на Русь подтверждает легенда, которая с древности известна не только монашеству Рыльской обители, но и болгарскому народу. Об этом писал в 1917 году болгарин И. Иванов в книге «Святой Иван Рилски и неговият ма- настир» (София, 1917. - С. 91).

Жители города Рыльска не считали это легендой и были убеждены, что десница преподобного Иоанна Рыльского была привезена болгарскими монахами именно в Рыльск и захоронена на горе Ивана Рыльского, где в древности монахами была построена небольшая деревянная церковь. Эта легенда (так как нет исторических документов) дожила до наших дней.

Её подтверждал и наш соотечественник Владимир Качановский. В 1881 году при посещении Болгарии он интересовался этим преданием. Собирая и записывая в Болгарии народные песни, ему попалась и песня за св. Иоанна Рыльского, которую он услышал в селе Невестино Кюстендильского округа. В ней есть такие слова: «Рилци отломиха дяснята ръка на свети Иван и е отнесоха в Русия» («Рыляне отделили правую руку святого Ивана и отнесли ее в Русь).

Подтверждением этого древнего события и монастырского предания служит еще и тот факт, что в 1836 году «Рило-манастирское братство» написало письмо в «Мустакови Букурещ» (Бухарест) с просьбой найти справку и сообщить, где на русской земле находится десница св. Ивана Рыльского и где в его честь воздвигнуты русские храмы и монастыри. На это письмо игумен Рыльского монастыря никакого ответа не получил.

О давних связях между русским монастырем и Ивано- Рыльским в Болгарии говорит первый договор, заключенный в 1466 году, в котором русский монастырь обещал помощь и всестороннее взаимодействие в случае бедствия.

А в царствование Ивана Грозного, в 1558 году, игумен Рыльского монастыря Григорий с монахами пришли в Москву, где заключили договор «О помощи и взаимопо­ читании на русские и болгарские святцы». Монастырю была составлена и подарена царская государственная гра­ мота и много разных подарков.

В 1584 году братия Рыльского монастыря с игуменом Калиотом посетили Москву и обратились к государю с просьбой разрешить сбор помощи в Руси для монастыря.

Важным политическим событием явилось посещение в 1628 году Рыльского монастыря царем Всея Руси Ми­ хаилом Романовым и архимандритом Стефаном, где госу­ дарю торжественно была поднесена монастырская грамо­ та и Александровская хартия с образом святого препо­ добного Иоанна Рыльского 17 .

С болгарским народом русских людей объединяли и объединяют славянская кровь, язык, культура и рели­ гия. Это прослеживается в течение многих столетий. Рус­ ский народ переживал, когда Болгария попала под Ос­манское рабство, а когда настало время, оказал помощь «братушкам» в освобождении от турецкого гнета.

Немалую роль для россиян в познании жизни, культуры и религии болгарского народа сыграли рыльские таксиды (путешествующие болгарские монахи). Путешествуя по Рос сии, они не могли не посетить древний русский город Рыльск, Рыльский Николаевский монастырь, белокаменный храм, построенный во имя болгарского святого Иоанна Рыльского.

Таксиды были образованными, начитанными и деятель­ ными монахами, они сочиняли и переписывали пропове­ди, делали переводы на русский язык. Вместе с тем глав­ной целью монахов было хождение по болгарской и дру­ гим землям (братских народов) и собирание средств для монастыря.

Первые сведения об этом движении болгарские исто­рики относят к началу XVIII века, когда болгарский на­ род находился в тяжелом положении, а Рыльский монастырь только строился.

Хотя всероссийское почитание преподобного Иоанна Рыльского относится к XIV веку, имя его упоминается уже в рукописи XII века в Галицком Евангелие. В 1645 году была составлена служба св. Иоанну, а в 1671 году начала печататься книга «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского». В России строились храмы, посвященные болгарскому святому, а в начале XX века протоиереем Иоанном Сергиевым в Санкт-Петербурге был открыт монастырь во имя святого Иоанна Рыльского".

 


Адрес статьи на сайте "Уездный г. Рыльск": http://www.rylsk.ru/historical/staff/5/

 






Рейтинг@Mail.ru