Сошедший в Россию1

Сошедший в Россию
Об афонском старце, архимандрите Ипполите (Халине), который вернулся на родину отогревать и поднимать людей

Сорок лет назад многим казалось, что история русского монашества на Афоне подходит к концу. Считанные годы оставались до смерти последних престарелых иноков. Греческие власти наотрез отказались пускать новых монахов из России. Но Господь в который раз проявил милость к нам. В 1966 году на землю Святой Горы ступили четверо иноков из России, в их числе отец Ипполит (Халин). В ближайшие годы удалось пробиться еще нескольким.

Я узнавал о них постепенно. Началось с того, что кто-то мне сказал о старце Илии, духовнике Оптиной пустыни, что его призвали с Афона возрождать в нашей стране православную веру. А недавно узнал, что мой старый товарищ, православный журналист из Курска Евгений Муравлев, в соавторстве с коллегой Дмитрием Фомичевым написал книгу "Звезда Утренняя", где есть немало материала о нескольких наших подвижниках, вернувшихся при сходных обстоятельствах. Но большая часть этой работы посвящена архимандриту Ипполиту. В ближайшее время она выйдет из печати. С согласия авторов я переработал ее в небольшой очерк для нашей газеты. Таким образом, читатели "Веры" первыми узнают о замечательном подвижнике нашего времени, восшедшем ко Господу в 2002 году. За подвиги по обращению ко Христу жителей Северной Осетии его нарекли апостолом Северного Кавказа. Об этом периоде его жизни пока мало известно. Евгений и Дмитрий собираются исследовать его при подготовке следующей книги. Сейчас же расскажем о том, что знаем.

 

Начало

 

Молодой священник рассказывал, как взрывали церковь в курском селе Субботино:
- Раз рванули - моя бабушка от страха аж подпрыгнула, - два, три... Храм не поддался. Тогда заложили больше взрывчатки. Раздался взрыв, от которого застонала земля... Храм стал медленно оседать, падать в прах. Дымящиеся руины затмили солнце. Из душного пылевого облака с надрывом вылетел белый голубь: ох-ох... Бабушка плакала, сердце ее разрывалось в тот день. На месте, где стоял храм, проектировали и клуб, и школу. Но так и не смогли построить ничего. Там и теперь пустырь.

*************************************************

Священник Курской епархии иеромонах Роман (Архипов) свидетельствует о таком эпизоде. Однажды несколько гостей старца, взяв у него благословение, двинулись в обратный путь, но что-то заставило их вернуться. Старец не ожидал увидеть их снова. То, что увидели эти люди, находится за пределами человеческого рассудка. Тот, с кем они говорили всего несколько минут назад, почти растворился в исходившем из него ослепительно-белом свечении. Яркими лучами блеснули его голубые глаза. Несколько мгновений на виду у изумленных пилигримов он излучал фаворский свет. Глубоко заблуждается тот, кто полагает, что святость на Руси пресеклась, что мы живем на закате нашей истории.

*************************************************

Расселись древние стены, и неслышно, как летучие мыши, возопили нечистые духи, празднуя победу. Но "разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" - задал когда-то вопрос апостол Павел. Взамен погибшего храма восстал новый, сначала маленький, красный, плачущий, потом крепнущий с каждым годом. "Я, Халин Сергей Иванович, родился 27 апреля 1928 года в селе Субботино Солнцевского района Курской области, в семье крестьянина. Отец мой - Иван Константинович, мать - Евдокия Николаевна, православные христиане" - ровным почерком набрасывал свою автобиографию старец Ипполит перед поступлением в Глинскую пустынь.

- Нас, детей, было восемь человек, я самый последний, - рассказывал старец незадолго до смерти иноку Григорию (Пенкновичу), - четыре сестры и четыре брата... У нас вся семья была верующей, у меня в роду монахи, священники, дядя мой, протоиерей Михаил, служил недалеко, в Орлянке. На Афоне я вспоминал свою мать и плакал...

В войну он, совсем мальчик, носил ведро с молоком от дома до железной дороги. Шел осторожно, чтобы не расплескать ведро, двенадцать километров в любую погоду, и продавал молоко на станции. Так семья зарабатывала на жизнь. Был жизнерадостным, веселым, но, как подрос, начал всех удивлять. Другие после танцев - все по девкам, а он к себе в хату, в амбарчик с зерном, и до утра читал. Днем дороги укладывал, лес заготавливал, чтоб строилось село, ночью опять уходил в книги, которых имел целый чемодан. Больше всего любил Библию, вспоминал: "Потому что интересно было. Вы читали книгу Сирах? Так там из жизни все, я прямо зачитывался". В армии служил в зенитной артиллерии на Западной Украине сержантом, командиром пулеметного отделения... "Бывало, завернешься в одеяло, вспомнишь дом, прочтешь про себя "Отче наш". И так ложишься спать... Три года прослужил, и такие все рядом люди были хорошие, жили дружно, все - братья, да-да, как братья родные. Я их и сейчас вспоминаю..."

Решение стать монахом родилось, наверное, вскоре после этого. Сердце безошибочно выбрало Глинскую пустынь, сияние которой разливалось для тех, кто умел не только смотреть, но и видеть за тысячи верст. "Глинская пустынь - звезда России", - повторял потом старец. Полгода он там послушничал. Много лет спустя с умилением в голосе произносил имена учителей: "Владыка Зиновий, отец Серафим Амелин, Серафим Романцов, Иоанн Маслов, старец Андроник..." Старец Андроник (Лукаш) неотступно молился об исцелении Сергея, когда тот слег от пневмонии, и казалось, уже не поднимется. Умиравшему послушнику сделали гроб. Три дня он провел между жизнью и смертью. И умер, но только для мира. С одра восстал уже осознавший себя монах, дело было только за постригом, но властям, которые уже вынесли Глинской обители свой приговор, новые иноки были не нужны. Прописаться Сергею не дали, пришлось уехать.

Года через два после этого владыка Иоанн (Разумов) написал братии Псково-Печерского монастыря следующее послание: "Если послушник С.Халин действительно пришел в обитель, чтобы стать монахом и сыном обители, он должен навсегда уяснить себе, что смысл иноческой жизни состоит в самоотверженном подвиге самоотречения, то есть: все дни жизни быть воином духовным, хранить чистоту душевную и телесную, со смирением переносить все удары судьбы и все испытания... Принимая во внимание его усердное желание пострижения в мантию с именем Ипполит, за всенощным бдением в канун дня памяти Трех Святителей - благословляю. Епископ Иоанн".

 

На Святой Горе


Приход к власти богоборцев в России стал первым ударом по Афону. Иссяк тот поток помощи, благодаря которому процветали не только Пантелеимоновский монастырь и Андреевский скит, но и греческие обители. Во время II Мировой войны Афон блокировали войска германского Вермахта. Это стало причиной голода на Святой Горе. Затем под пятой большевизма оказались все славянские православные страны. Не осталось ни одной внешней силы вокруг Церкви, от которой можно было ждать помощи, а не новых напастей. "Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия, и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен", - писали русские иноки в Москву в 1945 году. Но лишь два десятилетия спустя Русская Церковь смогла откликнуться по-настоящему.

В монахах, которые начали прибывать из России, многие видели советских агентов, полицейские тщательно и не по одному разу осматривали чемоданы, хотя непонятно было, что шпионам делать здесь, как не молиться. Обустроились, научаясь от старых иноков. Работать приходилось очень много. Друг отца Ипполита, отец Досифей, которому приходилось возиться с техникой, вечно блестел от мазута. Ему даже из Франции мыло присылали, думали, что мыться нечем. Дисциплина в русской обители царила строгая, даже суровая. Как-то приплыл на яхте граф Шереметьев. Отнесся к инокам из Союза более чем высокомерно, скорее даже с презрением: понаехали, мол, коммунисты в русский монастырь. Приняли его, несмотря ни на что, радушно. Библиотеку показали, трапезную, где читали за обедом жития святых по-русски.

Граф ходил, вглядывался в простые лица единокровных ему отцов-иноков, вслушивался в их песнопения и молчание. Когда его провожали, на монастырской пристани граф неожиданно встал на колени и стал целовать руки архимандрита Авеля (Маркедонова) - друга отца Ипполита, который ныне настоятельствует в Иоанно-Богословской обители на Рязанской земле. "Да как целовал-то, - вспоминает отец Авель, - и как плакал! Чуть не навзрыд: "Я здесь на родине своих предков". Вот тут я почувствовал, как велика Россия!"

Об этом периоде жизни отца Ипполита известно немногое. Греки посмеивались над ним, шутили: "Ипполитос - ксиполлитос", замечая созвучие монашеского имени с греческим словом "босоногий". С палкой-посохом ходил он по афонским дорогам. Греческий священник, секретарь кинота отец Иосиф, вспоминает о старце: "Сам возделывал огород и питался только от своего огорода, монастырских денег не брал. Жил в своей келье совсем один, без келейника или прислуги, и ежедневно полностью вычитывал службу, а по воскресеньям приходил в соборный храм протата. В монастырь святого Пантелеимона он всегда ходил пешком. Другие ездили на мулах, а он мула не имел. Я запомнил отца Ипполита великим подвижником, он проявлял особенное усердие в монашеской жизни, стремился к воздержанию во всем: старался никого не обременять, все делал своими руками. И никогда ничего не рассказывал о себе. А если его спрашивали о чем-то личном, он произносил только два слова: "Я грешный" и, кланяясь несколько раз, приятно улыбался. Всегда прятал под подрясник свою очень длинную бороду, которую никогда не стриг. Ни разу не сказал, к кому он ходит за советом, но я догадывался, что к старцу Паисию Святогорцу".

Бесед он не вел, в разговоры не вступал, при этом никто не считал его необщительным. Отец Ипполит не избегал людей, очень любил кормить их, сам готовил и накрывал на стол. В монастыре постепенно стал вторым человеком после настоятеля. Весь Афон сотрясся, когда его облетела весть, что русскими монахами утрачен Андреевский скит. Один из вновь прибывших из России насельников не справился с управлением скитом, и греки объявили Андреевский принадлежащим монастырю Ватопед. Это трагедия (без преувеличения) всеславянская: в скиту, по территории и размерам вполне сравнимом со Свято-Пантелеимоновским монастырем, хранятся глава апостола Андрея Первозванного, другие величайшие святыни. Иеромонах Ипполит пережил утрату очень болезненно.

Схиигумен Илий, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни, вспоминает, как отец Ипполит уговорил братию написать прошение в Ватопедский монастырь с просьбой вернуть скит. Написали. Не помогло. В начале восьмидесятых годов проигумен, умирая в Ватопеде, все кричал перед смертью: "Андреевский - это русский скит, отдайте его русским!" Не исполнить его волю было трудно, а исполнять не хотелось. Тогда сказали русским: "Ладно, мы не против, только дайте человек десять для поселения в скиту. Если хотя бы столько насельников будет - занимайте скит!" Но десяти человек не нашлось, их всего-то было два с небольшим десятка на громадную Пантелеимоновскую обитель. Они держали на себе то, что до революции несли несколько тысяч русских иноков.

Пробелы в афонском периоде жизни отца Ипполита мир попытался потом восполнить легендами. Одно из таких "преданий" всерьез утверждает, что некие неопознанные злодеи сбросили его со скалы в море, а плававшие неподалеку дельфинчики благополучно вынесли батюшку на афонский берег. Дельфинов в тамошних водах действительно много. Море отец Ипполит любил как-то по-детски. Где-то за ним была родина. Выходил на пустынный берег, пел: "На чужой стороне я как гость нежеланный..." На вопрос: "Вы тяжело переносили разлуку с родной землей?" - ответил однажды: "Да, тяжело. Я всегда говорил, что человек узнает о родине только тогда, когда поживет на чужбине. Слову "родина" нет цены... Ходил я к морю, на камушке сяду, пою, молюся и плачу".

Господь осушил его слезы. В 1983-м отец Ипполит отправился в Россию, после 17 лет пребывания на Святой Горе, обретения бесценного опыта. Вернулся на родину, на Курскую землю. То ли в шутку, то ли всерьез как-то раз дал совет своему ученику: "Отец, не уезжай никуда со своей земли, умирать ты все равно домой вернешься..."

 

Зимовеньки


По-новому засияли потускневшие от времени краски на образе Божьей Матери "Всех скорбящих Радость", когда эта икона замироточила... Просветлел лик на большой, в полный рост, иконе равноапостольного царя Константина Великого. Чудесное обновление святых икон произошло в храме Воскресения Христова в селе Зимовеньки, на Белгородчине, в августе 1991 года, накануне падения безбожного СССР. В этом храме старец Ипполит прослужил несколько лет. Отсюда весть о нем начала расходиться по русским землям. Сюда потянулись к нему первые ученики.

Это особая церковь. На стенах ее поныне видны следы от снарядов и авиационных бомб. Одна из них застряла на крыше, где-то над приделом великомученика Георгия Победоносца, чудом не разорвавшись когда-то. Старец распорядился забыть о ней, сказав, что Воскресенская церковь не пострадает до тех пор, пока к ней не подойдет антихрист. "А как займет эту церкву антихрист, бомба сама взорвется и уничтожит храм".

Селение было обычное. Но какое это счастье для людей: вот идет через все село прозорливец, афонский монах, в бедную хатку. Со Святой Горы батюшка спустился в Россию, потому что здесь была в таких, как он, великая нужда. И здесь он ни от кого не отшатывался. Его укоряли, зачем ходит на поминки? Там водка, мясо... Многие священники отказываются в таких случаях от приглашения. Для него это фарисейство было немыслимо. В такие-то часы людей как раз и нельзя оставлять без духовного слова. Как-то, выслушав причитания: "Жалко мужика, 60 лет всего, еще молодой...", старец произнес скорбно: "А сколько же еще ему жить, в церковь не ходил, не каялся, Богу не молился - хватит". Ученик его Николай Бабохин из Рыльска вспоминает: "Я даже испугался за него, "горячие головы" рядом сидели. Но все как-то молча с ним согласились". А отец Ипполит дальше гнет свое: "А что же, женщины, вы в церковь ходите?" - "Нет, батюшка, ноги устали..." - "Надо хотя бы раз в год причащаться". На похоронах старец многое открывал людям, и они потом начинали молиться, Бога благодарить. Ну и, конечно, присутствие батюшки всех заставляло подтягиваться, по-человечески из-за стола уходить... Николаю Бабохину запомнилась на одних таких поминках, как некая раба Божья, колхозница, накрывала стол. Лицо у нее было светлое-пресветлое. После отец Ипполит сказал о ней: "Ни одного аборта не сделала".

Может быть, в этом и заключается старчество, когда Господь посылает такого человека, для которого нет чужих, все свои. В чем, собственно, еще может заключаться уподобление Богу?

Татьяна Павловна Куропатова, духовная дочь отца Ипполита, спросила у него при первой встрече, как ей жить дальше, как строить отношения с людьми. "Молитвой, - ответил старец, потом добавил: - Всех люби и от всех беги!" В храме Воскресения она оказалась вот при каких обстоятельствах. Однажды возжаждала, прочитав книгу о преподобном Серафиме: если и сейчас есть столь славные старцы, то ей необходимо встретиться с одним из них. Сказала об этом одному священнику. Тот изумился: "Что вы! На что замахнулись?! Это ж раз в тысячелетие бывает, чтобы явился миру такой великий подвижник!" Женщина вернулась домой в смятении и наугад раскрыла Евангелие на словах: "Просите и дастся вам..." Через два месяца, услышав об отце Ипполите, бросила все дела у себя в Москве и отправилась в Зимовеньки.

Постепенно из паломниц вокруг старца начала складываться Марфо-Мариинская обитель. Ее настоятельница инокиня Марфа (Мухина) приехала к отцу Ипполиту с Северного Кавказа. Просто спросить совета. Увидела, что строится монастырь, услышала от старца: "Матушка, как мы тебя здесь ждем!.." Женщина стала возражать: "Какая же из меня матушка? Я грешная женщина и не готова уйти в монастырь, у меня мама старенькая, сын неженатый". В ответ услышала: "Сыну твоему невесту найдем, а маму с собой заберем, пострижем вас обеих, будете у нас монахини". Так все и вышло.

Однажды летом на село обрушился невероятной силы ливень. Лил как из ведра и с градом! Несколько монахинь он застал в поле, где они пасли коров. Старец, зная об этом, взмолился о них. Вдруг женщины увидели себя и стадо в узком сухом коридоре, прозрачные стены которого в двух шагах справа и слева от них стояли от земли до неба.

 

                                                        следующая>>





Рейтинг@Mail.ru