Рыльский монастырь

Летописец Рыльского монастыря

Рыльский подвижник иеросхимонах Макарий

Забытая святыня земли Курской

На святых источниках

"Звезда Любви последних дней" - музыкальная видеозарисовка

 


Молитва длиной в тысячу лет

Pylsk_mon

На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек – Рыло и Сейм – стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.

Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре – взгорье с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами, разрезанными извилистой лентой Сейма и многочисленными зеркальцами озер. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами – меловые Вискольские горы.

О том, что на месте нынешнего монастыря наши предки жили уже в глубокой древности, неоднократно засвидетельствовали археологические раскопки. Только на территории самого монастыря было насчитано 48 могильных курганов язычников-северян.

С 1180 года Рыльск – пограничная крепость южной Руси - становится стольным княжеским городом, дружина которого сражалась в былинном походе Игоря Святославовича, о котором рассказывает «Слово о полку Игореве».

Уходящие во тьму веков, во времена княжения Ольги, Святослава и Владимира  предания рассказывают о непосредственном участии болгарского монашества в христианском просвещении Рыльского края, о прибытии из монастыря, основанного в Болгарии великим подвижником святым преподобным Иоанном Рыльским (+ 946 г.), его учеников, которые принесли с собой на Русь, на берега Сейма, святыню Болгарской земли – десницу от нетленных мощей св. прп. Иоанна Рыльского и основали здесь храм в честь своего учителя и небесного покровителя.

О перенесении на Русь десницы св. Иоанна упоминается в легендах и преданиях самой Болгарии. Св. прп. Иоанн Рыльский стал первым южнославянским святым, которому на Русской земле был воздвигнут храм и который стал одним из небесных покровителей русского народа. Общерусское почитание св. прп. Иоанна Рыльского начинается с XIV века, этот святой является небесным покровителем любимого многими батюшки св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Летописные факты подтверждают свидетельства о чудесной помощи, которую оказывал св. Иоанн городу Рыльску в трудные времена. В 1240 году, по словам летописца, «только  Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск. А в 1502 году заступничество святого снова спасло город - от войска последнего золотоордынского хана Ахмета. Жители осажденного Рыльска молили Бога в церкви св. Иоанна Рыльского и, призывая на помощь Божию Матерь и своего небесного покровителя, совершили крестный ход вдоль крепостной стены. И татары неожиданно сняли осаду и не только покинули Рыльскую землю, но этот поход вообще оказался их последним набегом на Русь.

К северу от монастырских стен располагается  «Синайка» – место древнего городища-укрепления на  подступах к Рыльску. Крутые почти отвесные  с трех сторон склоны отделены от монастыря глубоким  искусственным рвом. Предание говорит, что в древние времена «Синайку» соединял с монастырем подземный ход. В его сохранившейся  части археологи нашли две древние глиняные кадильницы. Предполагают, что здесь еще в домонгольский период находился монашеский скит, а сам монастырь в то время был пещерным, ископанным в толще холмистой гряды, тянущейся в сторону Рыльска, там, где сейчас находятся святые источники.

История возникновения обители святого Николая глубоко уходит корнями в далекое прошлое. Впервые монастырь упоминается как Волынская пустынь в письменных источниках 1615 года, из которых, впрочем, понятно, что монастырь существовал за долгие годы до этого.  В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками лже-Дмитрия, и лишь с начала XVIII века на привычном для нас сейчас месте возникает новый архитектурный ансамбль монастыря с каменными храмами – двухэтажным Никольским (нижний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение Курская Коренная»), второй храм – Крестовоздвиженский, третий – Троицкий.

На каменное строительство монастырского ансамбля щедро жертвовали рыльские купцы Шелиховы. Из этого купеческого рода особенно известно имя купца-мореплавателя Г.И. Шелихова - устроителя «Русской Америки». На трех галиотах («Три святителя», «Симеон и Анна», «Св. Михаил») он отправился в 1783 г. в свои знаменитые странствования к Американским берегам. Наряду с основанием поселений и организацией хозяйственной жизни рыльский купец особое внимание уделял распространению христианства, содействовал строительству храмов и деятельности православной миссии. Екатерина II наградила купца серебряной шпагой и золотой медалью "для ношения на шее с портретами ее Величества". Один из своих кораблей Шелехов назвал «Св. Иоанн Рыльский».

Святитель Николай, к благодатной помощи которого веками молитвенно обращается целая череда поколений рыльского монашества, тоже никогда не оставлял свой монастырь без благословения и заступления. В незапамятные времена вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово был обретен чудотворный образ Святителя Николая. В 1462 году он был перенесен в монастырь. С этой древней, особо почитаемой святыней ежегодно, вплоть до 1917 года совершался многолюдный крестный ход, приуроченный к дате коронования Государя Николая Александровича. Во время Великой Отечественной войны, когда в 1943 году линия фронта проходила под самыми монастырскими стенами, Святитель Николай уберег свою обитель от разрушения. Хотя обитель была занята немцами, и во время наступления наши войска целенаправленно вели обстрел монастырской колокольни, предполагая, что на ней находится наблюдательный пункт врага, на территории монастыря чудесным образом не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Немцы, покидая обитель в спешке, также оставили в целости все монастырские строения, уже подготовленные ими к взрыву.

В 20-е годы Свято-Николаевский монастырь был резиденцией Рыльского епископа Павлина (Крошечкина), подъявшего подвиг исповедника веры и организатора церковной жизни в труднейшие послереволюционные годы (арестован в 1936 году, канонизирован в числе новомучеников и исповедников Российских). После преставления Патриарха Тихона владыка Павлин взял на себя инициативу выбора нового Патриарха путем тайного сбора подписей рассеянных по России архиереев. Власти жестоко расправились с участниками этой акции. В 1931-35 г.г. – каторжные работы ГУЛАГа, в 1936 году - последний арест, после которого письма архиепископа к родным прекратились. По воспоминаниям близких, владыка  предвидел, что его ожидает. Не один раз, глубоко задумавшись, он вдруг произносил: "Наш путь - крестный путь...". Или такие слова: "Наш путь - тюрьма, ссылка, смерть..."

Путь суровых испытаний разделили с владыкой  Павлином его келейники, верные помощники и соратники - монахи Глинской пустыни Андроник (Лукаш) и Таврион (Батозский), следовавшие за своим духовным руководителем и в Рыльск, и далее - по многим городам и весям многострадальной Руси и учреждениям ГУЛАГа. Непрерывная полоса тюрем и ссылок, нечеловеческие пытки и издевательства стали уделом этих исповедников. Впоследствии, в промыслительной преемственности поколений, глинский старец Андроник станет духовным отцом молодого инока, которому, будучи уже старцем, придется возрождать Рыльский Свято-Николаевский монастырь из материальных и духовных руин постсоветской эпохи.

Уцелев в военное лихолетье, нетронутый чужеземцами, монастырь много лет был в немилости у своих, русских людей. В 1926 году обитель была закрыта: в ней поселились красноармейцы, используя помещения для хозяйственных нужд, а ограду – для стрельбищ. Затем в обители размещались, сменяя друг друга, различные светские учреждения и службы – МТС, дорстрой, лесхоз – каждая из которых внесла свой «вклад» в монастырь - в его разрушение и запустение. Во всех строениях были разобраны полы и приделы, выбиты двери и окна, разрушена кладка. Крестовоздвиженский храм был превращен в камнедробильный цех и стоял с выбитой стеной. Восточная и южная ограды с угловыми башнями и въездными воротами снесены, от внутренних монастырских строений остались лишь груды кирпича и провалы обвалившихся сводов.

В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал архимандрит Ипполит (Халин), который трудами и молитвами за 11 лет превратил монастырь в центр духовной жизни всероссийского масштаба, не только физически поднял из руин этот маленький светоч православия, но зажег тем маяком, на свет которого устремились страждущие и искалеченные души.

За молитвой, советом, словом вразумления, утешения и любви в возрождаемую Рыльскую обитель, потянулись тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. После знакомства со старцем пришли к Богу, нравственно преобразились многие далекие от веры и Церкви люди. О. Ипполит кровью своего сердца буквально возрождал их для жизни – и земной, и, главное, для будущей, совершая подвиг служения ближним с удивительным смирением и самоотверженностью. Знавшие, или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви.

Архимандрит Ипполит стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами и обширными угодьями пахотной земли, при монастыре было основано пять скитов в лежащих неподалеку селах.

Возрождение Рыльского монастыря архимандрит Ипполит рассматривал в контексте судеб нашей Родины, неотделимых от ее высокого предназначения быть хранительницей Православия. «Хочется надеяться, что и наш небольшой монастырь станет надежной духовной твердыней и внесет свою лепту в дело преображения  нашего Отечества», - писал он.

Под руководством архиепископа Курского и Рыльского Германа в настоящее время дело благоустроения монастыря с 2003 года продолжает игумен Панкратий (Заикин), также уроженец Курского края, начавший свой монашеский путь в Курской-Коренной пустыни. Отреставрирована старинная кирпичная кладка Троицкого и Крестовоздвиженского храмов. Теперь ничто не угрожает сохранности старинного зодчества, благодаря  новым куполам, медным крышам и свежим краскам храмы обрели обновленный, живой вид. Не меньших забот  требует и большое монастырское хозяйство, по-прежнему обрабатываются обширные земельные угодья, содержится скот, разрабатываются огороды. Монастырь газифицирован, что улучшило условия хозяйственной жизни, отопления храмов. Значительно улучшены условия для приема паломников, для которых оборудована гостиница.

По-прежнему едут в монастырь автобусы из разных мест, не только из Курской области, но из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья – как «старые и верные друзья» обители, так и люди, впервые нашедшие путь к ней и сделавшие для себя это маленькое, но такое радостное открытие.

Неизъяснимое чувство отрады, мира и покоя  наполняет души паломников не только на богослужении, но и просто в монастыре, тянет снова и снова возвращаться сюда, чтобы насладиться «благорастворением воздухов» монастырской природы, дать отдых измученной страстями и житейской суетой душе.

Воды целебных источников Святителя Николая, Иоанна Рыльского, Божией Матери помогают людям избавиться от различных душевных и телесных недугов. Опыт многих людей в наше время подтвердил, что целебными свойствами обладает также глина, которую берут поблизости, там, где когда-то существовала древняя Волынская пустынь.

Божией помощью, молитвами Святителя Николая и трудами монастырских насельников, паломников и жертвователей, обитель с каждым годом меняет свой облик, несмотря на все трудности. Работы впереди все еще непочатый край. Как живому и растущему организму, монастырю надо развиваться по целому ряду направлений. Как и в прежние времена, монастырь с благодарностью примет любую Вашу посильную помощь – трудом, пожертвованиями и молитвой.

Скромная, малоизвестная обитель, затерявшаяся от мирского шума в глубине русских земель, не имея именитых благодетелей и внешних источников поддержки, живет и молится на протяжении сотен лет, бури и штормы, а порой и штили которых изгладили следы многих и многих зарождавшихся, процветавших и приходивших в упадок русских монастырей.

Удивительным и загадочным сфинксом в вековой тишине и неизреченном покое, где аромат ладана сливается с запахом цветущих лугов, раскинулся на высоком холме над заливным равнинным простором Рыльский Свято-Николаевский монастырь. В чем тайна твоего неуловимого обаяния и вечной молодости, древняя обитель?

Может быть в том неповторимом, глубинно-русском и вместе с тем истинно евангельском сочетании голубиной простоты со змеиной мудростью и потаенной внутренней силой, что дает жизнь всему, к ней припадающему?

В том, что не может познать ум, но к чему бессознательно и по-детски тянется сердце?

В духе долготерпящей, всепрощающей и милосердствующей Любви, который донесла до нас как чистый эталон, как глоток живой воды непресекающаяся цепь поколений от Святителя Николая до старца Ипполита?

«И врата ада не одолеют ее».

                                              *  *  *

Паломники, желающие потрудиться некоторое время на монастырских послушаниях, могут предварительно испросить благословение по телефону: 8 (47152) 2-31-31

 

Сайт монастыря

 

Как звонить в Рыльск?

 

Реквизиты монастыря





Рейтинг@Mail.ru