"Волынская пустынь"

ПРИБАВЛЕНИЕ

К КУРСКИМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ВЕДОМОСТЯМ

__________________________________________________________

ЧАСТЬ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ

N 25.                                                                                               1888 года.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ

КУРСКОЙ ЕПАРХИИ.

-----------

Волынская пустынь

Рыльскаго Николаевскаго монастыря.

------------

Вместо предисловия.

Предприятие настоящего труда имеет свою историю. Мысль о нем первоначально возникла лет двадцать тому назад и была вызвана естественным желанием иметь, насколько возможно, удовлетворительныя сведения относительно Обители, имеющей физиономию почтенной древности, а между тем до селе пребывающей во мраке неизвестности исторической. Ближайшее отношение к сей Обители и служение в ней с 1873 года, а также желание найти ответы на нередкие запросы1) посторонних лиц, естественно, возобновляли и усиливали давний интерес к изучению местной старины и неотступно побуждали к неотложному исполнению давно возникшаго и довольно уже созревшаго желания – иметь описание этой Обители. Однако, - несмотря на эти побуждения, от намерения до исполнения было далеко. Не имея в виду и не находя ничего печатнаго, ни писаннаго о Рыльском Николаевском монастыре, оставалось самому искателю – рыться в пыли архивной сего монастыря, равно как и библиотеки его и даже всей утвари церковной, чтобы познакомиться хотя с уцелевшими остатками означенных хранилищ местной археологии, и вследствие сего, археологические материалы приходилось собирать, точно крупицами. При этих изысканиях пришлось искателю совершено неожиданно наткнуться на какую-то, доселе ему неведомую, Волынскую пустынь, неоднократно упоминаемую то – в документах древних, то в подписях книгах богослужебных и притом, упоминаемую непременно в связи с Рыльским Николаевским монастырем в такой форме: «Волынские пустыни Рыльскаго Николаевскаго монастыря». первоначально, при встрече с подобною подписью, думалось, - не Волынская ли пустынь предварила здесь появление Рыльскаго Николаевскаго монастыря; но здесь ли она была или в другом месте, - этот вопрос стал совершенно поперег дороги. Сведений же о сей Волынской пустыни – совершенно никаких! И – вот, в мыслях решено было, во что бы то ни стало, розыскать эту Волынскую пустынь: - тут, казалось, был ключ к открытию археологическаго ларчика. И вот, как только покончено было с работами по монастырскому архиву и по другим хранилищам древностей монастырских и – труд этот оказался, видимо, благодарным, - решено было предпринять в летнее и осеннее время, несколько экскурсий по окрестным селениям, деревням и хуторам, где, по показанию местных старожилов, должны были оказаться признаки бывшаго монастырища. Но ближайшее знакомство с документами известной церкви приводило только к разочарованию в надежде на открытие искомой древности и отсылало на поиски в другую, третью и т.д. иныя местности. При этих поисках за Волынскою пустынью, особенно интересовала и привлекала внимание искателя – деревня Волынка с речкою того же названия; но и там произведенныя и нераз повторенныя розыскания оказались совершенно безплодными и пустыми и местныя урочища в деревне Волынке, обнесенныя когда-то глубокими и широкими, но теперь обвалившимися и заросшими канавами, со множеством разбросанных там и сям камней и плитняков от древних каких-то построек, и святые колодези вблизи отвершков речки Волынки, по указанию местных старожилов, подававшие надежду на какое-нибудь открытие, - оказались, наконец, по другим встретившимся документам, принадлежностью других владельцов, именно: церкви Димитрия Солунскаго и Рыльскаго девичья монастыря Пречистенскаго. А казалось бы, всего естественнее – Волынской пустыне, нами искомой, находиться – или около самой деревни Волынки, или же около речки, ей соименной. Но – и сама речка Волынка в теперешнем русле своем до того сузилась и измельчала и даже течение свое изменила, что определить настоящее русло оной или место впадения в реку Семь, весьма затруднительно: оно, кажется, совершенно потерялось в присемских болотах и очеретах. По книжным показаниям, эта речка некогда впадала в реку Семь, в трех верстах выше города,2) а по письменным и устным указаниям, устье Волынки находится близ города Рыльска и даже почти у стен монастыря и впадает не в Семь реку, а в реку Рылу. И – столько то предпринятых экскурсий, и совершенно напрасно потеряннаго времени и трудов – ради этой древней Волынской пустыни – готовы были уже совершенно подавить всякую надежду на возможность – иметь когда либо какое-нибудь представление о сей Волынской пустыне!... Скоро, однако, обнаружилось, что эта искомая Волынская пустынь на самом деле неисчезла безследно: в «Списках иерархов и монастырей» г. Строева эта Волынская пустынь значится в надписании одного из монастырей нынешней Курской епархии, на стр. 642 под N 6, с некоторым объяснительным дополнением, в таком виде: «Волынская Николаевская пустынь, под Рыльском, 3 класса», при чем, сделано указание им на ист. росс. иер. в V томе, на стр. 727. несколько позже, уже и по другим отысканным документам, Волынская пустынь показывается со всем недалеко, а - тут же, - в Рыльском Николаевском монастыре!.. Не очевидно ли, что после стольких безплодных попыток к отысканию необходимых сведений для истории Рыльскаго Николаевскаго монастыря, не представляется никакой возможности – сказать что либо определенное о времени присхождения сей Волынской пустыни!

И, однако же, не смотря на столь существенный недостаток для истории интересующаго нас монастыря, мы решились оставить, по крайней мере, нечто похожее на историческую работу, с одной стороны, по чувству признательности к месту первоначальнаго духовнаго образования,3) а с другой – по нежеланию – предавать совершенной гибели и забвению столь драгоценных, не маловременным трудом и не дешевыми средствами приобретенных археологических материалов.

 

___________________________

1) Запросы эти касались: 1) времени происхождения монастыря; 2) времени и места явления чудотворной иконы Святителя Николая, а также 3) о причинах появления в сем монастыре наличнаго количества каменных церквей, каковых в других монастырях бывает не более двух. Отвечать на эти запросы приходилось или общею неизвестностью, или же – личным незнанием.

2) По «книге Большаго Чертежа» г. Спасскаго изд. 1846 г. Москва на стр. 90 и 91 значится: «а ниже Свопы реки пала в Семь с правыя страны, река Омоня верст с 12, а от Рыльска Омоня 10 верст. А ниже Амони верст с 7 пала в Семь речка Волынка. А ниже Волынки пала в Семь речка Рыла, от Волынки 3 версты.

3) До октября месяца 1876 года Рыльское духовное училище находилось в стенах Рыльскаго Николаевскаго монастыря. о времени открытия и пребывания сего училища в сем монастыре см. в Курск. Епархиальных ведом., за 1874 год NN 17, 18, 19, 21, И 22, ЗА 1880 г. NN 12, 15, 16 и 17.


                         <<оглавление>>                      следующая>>





Рейтинг@Mail.ru