Асмолово-Забытая святыня

Холодова Е.В.

АМОНСКАЯ  НИКОЛАЕВСКАЯ  ПУСТЫНЬ

Материалы  к  истории забытой  святыни земли  Курской


"На острове р. Сейм, близ села Асмолова, есть часовня. Предание говорит, что она стоит на том месте, где явилась чтимая рылянами древняя икона св. Николая, хранящаяся в Николаевском мужском монастыре близ Рыльска. На месте часовни была прежде Амонская пустынь. Сохранилась здесь плита над могилою схимника Пафнутия с надписью начала XVII в. Сюда ежегодно 16 августа (29 авг. нов. стиль) совершается из монастыря крестный ход с иконою Николая для молебна о здравии Царской Семьи. На иконе есть надпись о перенесении её "из молитвенницы в новый храм" в 1462 г." 1

Такое краткое упоминание о древнейшей Курской обители – Амонской Николаевской пустыни в с. Асмолово (Осмолово) дано в описании Курской губернии начала ХХ века. Указанный 1462 год позволяет говорить о существовании пустыни в более ранний период. До нас не дошли предания и документы о том, в каком году произошло великое явление образа Николая Чудотворца…

Печатные источники исследователей XIX - начала ХХ веков, открывают некоторые сведения о монастыре. В XVII - XVIII веках Амонская пустынь упоминается, приписанной к Волынскому Николаевскому монастырю в Рыльске.2

Даётся так же другая, видимо, наиболее древняя дата крестных ходов на празднование Николая Летнего: "Николаевский монастырь 2-го класса близ г. Рыльска. Упоминается в 1505 г.; возобновлён около 1614 г. Здесь находится местночтимая икона святителя Николая. Ежегодно 9 мая (22 мая - нов. стиль) совершается крестный ход на остров близ с. Асмолова – место явления иконы." 3

Под 1638-1640, 1651 годами находим упоминания о храме Рождества Христова в с. Асмолово в числе других церквей Рыльской десятины, потерпевших разорение "от Крымских людей", 4 и узнаём имена священников того времени – дьяка Ивана Кокошихова (на 1652 г.) и попа Саввы Леонтьева (на 1677 г.) (Сенат.30)

О старинных Амонских храмах находим редкие документы в Ивановской десятине первой половины XVIII в.

"1721 г. января в день <…> села Осмолова помещик Дементий и Василий Федоровы дети Константиновы в поданном в С.К. Пр. прошении писали: "в прошлых годах в с. Осмолове построена ц-вь божия во имя Рождества Христова, а ныне та ц-вь обветшала и служить в ней службы божией невозможно, а ныне мы с прочими помещиками по обещанию нашему на том же месте вновь построить не смеем и просим на том же месте ц-вь <…> вновь построить и освятить прежним антиминсом понеже оной антиминс печатный в целости и о том указ игумену Омонские пустыни Николаевского монастыря Антонию, что бы та ц-вь без божественного пения впредь не была за нашим отлучением и за дальним от Москвы расстоянием".  Подписано "1721 г. января в 20 день "отпустить" благословенная грамота. Отмечено: "отпущена".

1738 г. марта 13 дня рыльского помещика Ивана Афанасьева сына Волжина человек его Григорий Сердюков в С. К. Пр. писал, что новопостроенная ц-вь к освящению в готовности, и просил дать указ об освящении и антиминс выдать.

Подписано: 1738 г. марта 24 дня дать указ о освящении и освященный антиминс выдать.

1738 г. марта 27 указ выдан на имя Николаевского собора протопопа Иоанна Федорова, которому и предписывалось освятить на выданном из Синод. Дому освященном антиминсе." 5

Следующий документ представляет данные о других церквах с. Асмолова.

"1705 г. сент. 26 выдан антиминс по благослов. в пустыню Амонскою в новопостроенную ц-вь Рожд. Пр. Б.; ц-ви пр. Параскевы что у мучного ряду (в Москве) поп Иоанн Герасимов взял антиминс и записался.

1729 г. окт. 17 в поданном в С.К. Пр. рыльским помещиком капитаном Михаилом Ивановым сыном Волжиным написано: "в прошлых де годах в Рыльском у. в Амонском стану в Амонской Николаевской пустыни построена деревянная ц-вь во имя Николая чуд. к которой я вкладчиком, и ныне оная ц-вь весьма обветшала, в дождевое время бывает великая теча не токмо внутри ц-ви, но и в алтаре, зачем и церковнослужение отправлять невозможно и ныне возымел я намерение с прочими вкладчиками, чтобы оную ц-вь разобрав починить, к тому уже и лесу надлежащее число в готовности, без указу строить не смею, и антиминс тоя ц-ви имеется весьма ветх и прошу чтобы повелено было указом о перестройке и за дальностью освящения оной Николаевской ц-ви послать указ в Рыльск Николаевскую Волынскую пустыни к игумену Пафнутию и антиминс из тое ц-вь выдать".

На учиненной в С.К. Пр. выписке подписано: "1729 г. 24 окт. по указу в.г. и по приказу свят. прав. Сенода указ о строении ц-ви и о выдаче антиминса". Указ, посланный на имя означенного игумена Пафнутия, взял и расписался Волжина человек Еремей Буровцов.

1737 г. янв. 24, рыльский подъячий Елизар Иванов сын Звягин в С.К. пр. писал: "в Амонской пустыни имеется ц-вь Рождества Пр. Б. деревянная и стоит близ р. Семи на берегу и во время разлития полой воды в оной Рождественской ц-ви имеется немалое повреждение и престол от воды в ц-ви повредился, я желаю в той ц-ви престол построить вновь, а без указу строить не смею и прошу о строении онаго престола и освящении дать указ".

Подписано преосв. Вениамином еп. Коломен. и Кашир. указ о построении 1737 г. апр. 29 дня.

По выданному из С.К. Пр. указу в ц-вь Рожд. Пр. Б. престол был построен вновь просителем подъячим Елизаром Ивановым Звягиным и последний в 1737 г. декабря в 13 день просил С.К. Пр. выдать указ об освящении оного престола на старом освященном антиминсе новопечатной.

По предписанию того же преосв. Вениамина: "дать о освящении указ" дан указ на имя игумена Пафнутия.

1738 г. янв. 4 дня подъячий Звягин подал в С.К. Пр. второе прошение на освящение престола, "понеже уведомился он, что игумен Пафнутий того же 1737 г. в ноябре месяце волею божиею умре". 6

Из документов известно о закрытии Амонской Николаевской пустыни в 1782 году.

Крестные ходы из Рыльска в с. Асмолово возобновлены были в 1840-е годы настоятелем Рыльского Николаевского монастыря Иоасафом.7

В течении XIX - начала ХХ веков территория древней Амонской пустыни считалась владениями Рыльского Николаевского монастыря.

Наиболее интересным для нас документом является "Летопись Христорождественской церкви с. Асмолова", написанная  священником Григорием Поповым в 1872 г. Приведём её полностью:

"Время образования прихода села Осмолова Рыльского уезда и построения в нем Христорождественского храма теряется в древности и верных о том сведений никаких не имеется. Толь­ко между жителями, Осмоловского прихода существует одно устное предание, преемственно переда­ваемое от поколения к поколению, следующего содержания: в XV и ХVI столетиях, в Рыльском Округе в местности села Осмолова, за реками: Амонью и Сеймом явился образ Святителя и чу­дотворца Николая прославившийся впоследствии мно­гими чудотворениями. На месте явления основана была Засемская Николаевская обитель, в которой и был поставлен чудотворный, явленный образ Святителя.

Признаки существования в древности означен­ной обители сохранились и до настоящего времени, а именно: кладбище бывшего монастыря с надгробною плитою Пафнутия иеромонаха, бывшего в той обители игуменом, остатки монастырского сада и монастырское подворье, даже урочища той (обите­ли) местности, где была обитель сохранили до сих пор в народе названия того времени, например: место где был монастырь и теперь называется "монастырём", омывающее берега этого места озеро и теперь называется "Никольским"; место на Сейме, где в древности был устроен паром для сообщения богомольцев с монастырем, называет­ся "перевозом".

Достоверно не известно, сколько времени суще­ствовала означенная обитель. А известно только то, что одновременно с упразднением Засемской оби­тели, и именно вследствие упразднения её, построен в селе Осмолове, иждивением прихожан, деревянный храм, во имя Рождества Христова. В храм этот (по преданию) был перенесён из Засемской пустыни и чудотворный образ Свя­тителя Христова Николая. Храм этот был поправляем снаружи и внутри от времени до вре­мени средствами прихожан и существует и до ныне.

Достопримечательности сего храма следующие:

а) Чудотворная икона Святителя Христова Ни­колая, в серебряной ризе вызолоченной, с ка­меньями в митре Святителя, в большом позолоченном киоте. Икона сия, почитаемая не только в приходе, но и в окрестных местах. 6 де­кабря и 9 мая (ст. стиль) много стекается богомольцев для поклонения иконе.

б) Местный образ Спасителя древней гречес­кой живописи в серебряной ризе, в большом размере, в киоте.

в) Местный образ, на левой стороне, Тихвин­ской Божией Матери, в серебряной ризе с ка­меньями, в киоте, тоже в большом размере.

г) Храмовая икона Рождества Христова в серебряной ризе, в малом размере.

д) Святый Антиминс, на котором надпись следующая: "Освящён повелением Благочестивейшая великой Государыни нашей Императрицы Ан­ны Иоанновны, Самодержицы Всероссийской и благословением Святейшего Синода, священнодействован Преосвященным Вениамином Епископом Коломенским и Каширским, Лета мироздания 7246 от Рождества Христова 1738,  Индикта 1-го, ме­сяца Марта"; а число нельзя разобрать, потому что едва только заметны чернила.

е) Два колокола, из них в первом весу: один пуд с надписью: "Обменили звон сей мирским подаянием до села Осмолова церкви Рожде­ства Христова старанием Василия Когантинова. Ро­ку 1718"; а во втором – двадцать фунтов, тоже с надписью: "Року 1610. Мая 25 дня".

Издревле, в следствие религиозного уважения прихожан к месту, где была Засемская обитель Святителя Николая, убеждённых, что место это пользуется особым покровительством угод­ника Божия, совершается и доселе в день 9 мая крестный ход с иконою Святителя на то место за Сеймом, при многочисленном стечении народа с разных окрестных селений, где совершается молебствие на могиле игумена древней обители. Тоже беспредельное уважение к Святителю было побуждением к тому, что по поводу настоящей по­стройки нового храма в селе Осмолове, прихожане просили в 1865 году Его Преосвященство Преосвященнейшего Владыку, переименовать церковь вашу из Христорождественской в Николаевскую, каковое ходатайство Преосвященнейшим Сергием Епископом Курским и Белоградским и уважено.

Работы по достройке нового нашего храма все будут совершенно окончены, при ревностном старании г. строителя губернского секретаря М-на В. Б-ва, нынешнее лето. Так что, если Бог благоволит, в сентябре, или в первых числах октября сего 1872 года намерены просить Архипастырского благословения на освящение оного".8

В фонде "Курской Духовной Консистории" Госархива Курской области сохранились метрические книги Христорождественской церкви на 1802-1846 и 1859 годы и Никольского храма на 1874, 1875, 1877, 1885. 1888 и 1890-х годы, подтверждающие переименование церкви в с. Асмолово.

В конце XIX века в приходе деревянной Никольской церкви в с. Асмолово числилось три деревни, начальная народная школа (на 1890 г.)9, одно-классная земская школа, деревянный дом священника (на 1898 г.)10

Живую картину крестного хода описывает рыльский краевед Н.Н. Чалых:

"Ежегодно на второй день Успения Богороди­цы, в день Нерукотворного образа Иисуса Хри­ста 29 августа (16-го по ст. стилю) в Рыльском Николаевском монастыре совершался Крестный ход с иконой Николая Чудотворца.

После литургии из Соборного храма монасты­ря выносили древнюю икону с образом Чудотвор­ца Николая, и монахи с крестом и хоругвями, сопровождаемые верующими людьми, шли в село Асмолово к старой часовенке, находящейся на острове реки Сейм, где, по преданию, было явле­ние Николая Чудотворца.

По традиции по пути следования образа Святителя Николая останавливались во всех сёлах. В Березниках и Кольтичево икону, под колокольный звон и пение хора, вносили в храм. Людей было так много, что они не вмещались даже в церковном дворе. На остановках православные старались поцеловать или хотя бы прикоснуться к Святому образу — настолько была глубока их вера.

Последняя служба проходила в селе Асмолово, а затем образ Николая Чудотворца на пароме переправляли через Сейм на остров, где стояла часовня-молельня во имя святого Николая. Здесь совершалось уже ночное богослужение, усерд­ная молитва Господу Богу и народному заступни­ку Николаю Угоднику возносилась к небу.

Утром, как только лучи багряного августовс­кого солнца окунались в воды Сейма, крестный ход возвращался в село Асмолово, где крестья­не, помещики и дворяне принимали Образ Вели­кого Чудотворца в своих домах и подворьях. Икона переходила из дома в дом. Служили молебен во здравие хозяев и процветания хозяйств, окроп­ляли святой водой строения, людей и скот. В свою очередь, люди, кто сколько мог, жертвовали мо­настырю на обустройство и поддержание благо­лепия храмов.

В Рыльске крестный ход с древней иконой Чу­дотворца Святителя Николая совершался каждый год 2 сентября (20 августа по ст. стилю), в день коронования императора Николая II. Протоие­рей Константин Бокадоров в 1907 году в очерке о Рыльске писал: "В Рыльском мужском Николаев­ском монастыре находится древний Чудотворный Образ Святителя Христова Николая, на обороте которого надпись имеется, что икона эта перене­сена из молельни во храм в 1462 году. Этот образ по желанию Рыльскаго Общества Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного об­раза Иисуса Христа в память Священного коронования Государя Императора, Николая Алек­сандровича, ежегодно 20 августа (ст. стиль) при­носится в г. Рыльск и для служения молебнов об­носится по всем домам жителей его".

Крестный ход начинался от Соборного Нико­лаевского храма и делал первую остановку на окраине города, у «Овчинникова» колодца. К ко­лодцу выносили украшенные рушниками и цвета­ми столы, на которые устанавливался Образ Свя­тителя Николая. Совершался молебен и освещался колодец. Затем, с пением, крестный ход направ­лялся по Рыльной улице (ул. Островского) к Ни­колаевской церкви, куда и заносили икону. В Николаевской церкви была своя древняя икона Святителя Николая, рассеченная в битве пополам и подаренная казаками — в стародавние времена на месте улицы Рыльной располагалась Беломестная казачья слобода.

Далее Крестный ход держал путь по улице Верхне-Сеймской и останавливался на Соборной площади против Успенского собора, где собира­лось много горожан всех сословий и званий. Здесь проходил молебен, в котором принимали участие священнослужители и хор Успенского кафедраль­ного собора. С площади многотысячное шествие направлялось к Старому городу и улице Воскре­сенской (III Интернационал). Следующая оста­новка была у подножия горы Ивана Рыльского, на которой возвышалась белокаменная красави­ца-церковь во имя Иоанна Рыльского. Это торже­ственное духовное шествие превращалось в об­щегородской праздник.

Когда крестный ход подходил к храму или по­кидал его, звонили переливчатым звоном колоко­ла — этот радостный звон в народе называли «красным» или «малиновым». Церкви же находились так близко одна от другой, что еще не затихали прощальные звуки с одной колокольни, как их подхватывали на другой, торжественно встречая свиту монахов, несущих Святой образ.

Пройдя так улицу, процессия поворачивала возле «Чернявской лужи» (ныне пруд засыпан) и направлялась мимо Ильинских кладбищ вниз к реке Дублянке. У больших кладбищенских ворот она останавливалась для совершения молитвы, после чего крестный ход поднимался вверх по улице Путивльской (Чапаева), достигал Екатерининс­кой тюрьмы, где икону вносили в небольшую цер­ковь Милующей Божией Матери.

После короткого богослужения Чудотворную икону проносили по улице Полевой (Володарско­го) к больничной церкви во имя иконы Богороди­цы «Всех скорбящих радости».

Далее крестный ход продолжался по улице Преображенской (Ленина), где жили знатные купцы и дворяне: Шелиховы, Филимоновы, Выходцевы, Немцевы, Гриневы, Латышевы и дру­гие. На Преображенской улице было много церк­вей: Вознесенская, с зимним и летним храмами, двухэтажная Спасо-Преображенская, Покров­ская, Казанская.

Пройдя под звон десятков колоколов и коло­кольчиков улицу Преображенскую, многолюдная процессия по мосту через реку Рыло возвращалась в Святую обитель, где чудотворную икону встре­чали монахи и жители Пригородной слободки.

От церкви Иоанна Рыльского до Афанасьевской всего лишь сто метров, а от Афанасьевской до Ильинской – не более 300. Храмы были один другого краше – все каменные, одни белые, другие красные. Территорию Афанасьевской и Ильинской церквей ограждали белые ажурные кирпичные ограды.

Храм этот дожил до наших дней и сейчас передан Православной церкви.

На второй день после крестного хода рыляне принимали Чудотворный образ Николая Угодни­ка в своих домах. Богатые заказывали по этому случаю молебен.

Эта православная традиция существовала вплоть до большевистского переворота 1917 года <…>

Примечательно, что во время немецкой окку­пации, в 1942 году, по своему старому маршруту был проведен Крестный ход, в котором приняли участие многие горожане и жители пригородных сёл, молясь о здравии и возвращении с фронта отцов и сыновей." 11

Часовня на монастырском острове бывшей Амонской пустыни порушена после революции. Никольский храм сожжён в 1943 г. и на его месте теперь сельская свалка.

Крестный ход, место монастырское и церковное сохраняются до сих пор лишь в памяти жителей с. Асмолова.

Остров древней Амонской обители определяется у впадения речки Амоньки в Сейм. Теперь это просторная пологая луговина ромбовидного очертания в диагональных размерах около километра. На восточном мысе острова хорошо читается возвышение, где и располагалась часовня на месте явления иконы Святителя Николая  Чудотворца. Теперь о строении напоминают лишь осколки природного камня и старинного кирпича …

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Кулегаев И. Краткое описание Курской губернии.  Харьков, 1903. С.44.

2. Сенаторский Н.П. Исторический очерк г. Рыльска в политическом и церковно-административном  отношениях. Курск, 1907 г. С.36.

3. Булгаков С.В. Монастыри в 1913 году // Русские монастыри. М.,1995. С.372.

4. Сенаторский Н.П. Материалы к истории церквей Рыльской десятины // Курские епархиальные ведомости. Курск,1907. №23. С.4.

5. Сенаторский Н.П. Материалы к истории церквей Рыльской десятины // Курские епархиальные ведомости. Курск,1907. №27. С.30-31.

6. Петров В. Ивановская десятина // Курские епархиальные ведомости. Курск,1908. №15. С.16-17

7. Сенаторский Н.П. К истории Рыльского Николаевского монастыря // Курские епархиальные ведомости. Курск,1904. №40. С.413

8. Попов Г.  Летопись Христорождественской церкви села Осмолова Рыльского уезда // Курские епархиальные ведомости. Курск,1972. №7. С.399-402.

9. Госархив Курской обл. ГАКО.Ф.217Оп.1.Д.105.

10. ГАКО.Ф.217Оп.1.Д.117.

11. Чалых Н.Н. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь. Курск, 2001. С.117-121.





Рейтинг@Mail.ru