Звезда Утренняя 2

Глава I.   ЖЕРТВА


Сквозь пространство и время 

«Мы забыли, Кому мы должны подражать... Мы христиане и должны подражать Христу. Ученик Спасителя призван прой­ти Его путь. Этот путь лежит через Крест, через Голгофу», — повторял архимандрит Ипполит незадолго до смерти. Истину о том, что каждый христианин призван к подвигу крестоношения, старец своим примером внушал притекавшим к нему. Вслед за Спасителем в трагическом двадцатом столетии «путем скорби» прошли наши предки, которые уподоблялись Господу в Его терпении и незлобии. Одни из них проливали невинную кровь, другие в кровавом поту молитвенно предстояли перед Богом за свое распятое Отечество.

Эти другие прокладывали путь сквозь тьму и тернии потом­кам православных и призвали нас за собой в радость вечной жизни. Когда и как наступает момент обретения истины? У каждого свой день и час, свое начало пути верности Спасите­лю до смерти. На излете эпохи богоборчества и власти дьяво­ла над порабощенными коммунизмом народами в осколках кривого зеркала атеизма прозревшим открывалась бездна лич­ного падения. Отшатнувшись от смердящей бездуховности общественного устройства, обретавшие веру души искали личной встречи с Господом.

...Паломничества москвичей в обитель Николая Чудотворца в Рыльске начинались от стен московского Новоспасского монастыря. После падения советской власти в Новоспасском была воссоздана усыпальница Царского рода Романовых, бояр и Великих князей. Недалеко от входа в усыпальницу в 1998 году установлен Поклонный крест. Он явился точной копией креста, стоявшего в Кремле на месте злодейского убийства генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича Романова, дяди Царя-мучени­ка Николая Второго и супруга Великой княгини Елизаветы Федоровны. Великий князь погребен в усыпальнице. У подножия креста начертаны предсмертные слова Спасите­ля: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

Мученическая смерть Вели­кого князя Сергея от руки фанатика-террориста, на кус­ки разорвавшего бомбой тело Царского сродника, стала одним из предзнаменований Русской Голгофы. «Наш мона­стырь стоит на костях мучени­ков за веру», — говорил старец Ипполит о Рыльском мона­стыре. В 1920-1921 годах, когда волна террора захлестнула всю Россию, настоятелем Новоспас­ского был назначен священномученик Павлин (Крошечкин), в те годы архимандрит, а впоследствии епископ Рыльский, викарий Курской епархии и настоятель Свято-Николаевской обители. Его келейником стал тогда будущий глинский старец схиархимандрит Андро­ник (Лукаш). Много лет спустя старец Андроник исцелит молодого послушника Глинской пустыни Сергея Халина (мир­ское имя отца Ипполита) от грозившего неминуемой смертью крупозного воспаления легких...

Так неисповедимо связан Новоспасский монастырь в Москве с обителью Николая Чудотворца в Рыльске. И не случайно то, что именно от Новоспасского, от усыпальницы великих устро­ителей России, на излете тысячелетия начался путь духовного созидания для тысяч потомков подданных русских государей и современников батюшки Ипполита.

Пассажиры первого паломнического рейса Москва - Рыльск потом не раз возвращались вновь в этот тихий город древней Новгород-Северской земли. Автобусы с московскими номера­ми въезжали в ворота Никольской обители почти каждое вос­кресенье, люди ехали целыми семьями. В Рыльске паломники соприкасались с многовековым опытом благодатного старче­ства, который унаследовал архимандрит Ипполит. Он встречал людей с радушием преподобного Серафима Саровского: «Кто к нам приехал!.. Радость-то какая!»

Одна из паломниц, Елена Новикова, осталась в монастыре на послушании в трапезной. «Иконописица», — не раз улыбал­ся старец. А Лена только удивлялась в ответ: «Батюшка, мне по рисованию в школе «тройки» ставили, чтобы «двойкой» не портить ведомость». Она считала, что старец шутит. Когда он умер, Лена очень скорбела. Забыв о «тройке» по рисованию, девушка стала срисовывать фотографию старца с белочкой. На этом удивительном фотоснимке запечатлен мир, в котором уже нет вражды и страха, а лишь любовь и Господь. Елена про­сидела над рисунком всю ночь, а утром не поверила своим гла­зам: она ли так удачно и талантливо изобразила батюшку?! Потом ей захотелось вдруг написать икону Святителя Нико­лая. Когда этот образ увидели иконописцы, кто-то из них ска­зал Лене: «Тебя Господь в макушку поцеловал». Так начало исполняться предсказание старца. Елена приехала в Оптину, к схиигумену Илию, расспросила его о «шутках» отца Ипполи­та, и духовник Оптиной пустыни ответил ей: «Старцы не шутят. Покупай краски, кисти, рисуй иконы, и учителя тебе найдутся».

В Рыльский монастырь приехал однажды и поэт-бард Евге­ний Фокин. В тот день батюшка благословил его посетить Свя­тую гору Афон и дал ему маленькую иконку Архангела Михаила. Женя тогда не понял, кто изображен на ней, и спро­сил одного из послушников: «Что мне с этой иконкой делать?» Послушник посоветовал носить ее всегда с собой как благосло­вение старца. Евгений долгие годы мечтал о сыне и просил Гос­пода даровать ему наследника. Этот благой помысел не покидал его в пути на Афон. Единственным ребенком, кото­рого Евгений встретил на Святой Горе в одном из скитов, ока­зался игравший в камешки мальчик по имени Михаил, и это обстоятельство врезалось в память паломника. Отец ребенка, грек, почему-то спросил Евгения: «У вас есть сын?..»

В Дохиарской обители, посвященной Архангелу Михаилу, насельники отказывались налить путешественнику святого масла. Наконец один монах по имени Михаил сжалился и согласился помочь русскому богомольцу. Перед вылетом домой Евгений заблудился в окрестностях аэропорта в Сало­никах: «Стою на трассе под проливным дождем. Все машины пролетают мимо, а я и греческого языка не знаю, чтобы объясниться с водителем. Уже отчаялся успеть на самолет, как вдруг передо мной остановилось такси. Водитель, во святом креще­нии Михаил, оказался русским. Он мигом довез меня до аэро­порта за мизерную плату. В тот день православная Греция праздновала Собор Архангела Михаила. Улетая, я был до глу­бины души потрясен тем, что моя поездка, да и, наверное, вся жизнь чудным образом освящены именем Небесного Архи­стратига».

Через год Евгений обвенчался со своей невестой в Михай­ловском храме. А на следующий год, 19 сентября, когда Цер­ковь чтит Чудо Архангела Михаила в Хонех, у них родился долгожданный сын, которого нарекли... разумеется, Михаи­лом. Так бумажный образок, данный батюшкой, стал неким знамением чудесного участия предводителя Небесных Воинств в жизни Евгения и его семьи.

Накануне следующей поездки на Афон отец Ипполит благо­словил Евгения иконой Божьей Матери Одигитрия Седмиезерная. Спустя два года его младший сын родился в день празднования этого образа. В ту поездку Евгений в монастыре великомученика Пантелеймона впервые сподобился звонить в огромный колокол-благовестник. Впоследствии ему довелось бить в колокол Рыльского монастыря в ту минуту, когда гроб с телом старца Ипполита опускался в землю.

И вот Евгений — звонарь при московском храме Симеона Столпника на Поварской. Он не оставил и музыкальное твор­чество, после кончины батюшки записал свой новый автор­ский альбом в память о старце.

...О многом будут вспоминать московские паломники. Но кроме удивительной, покорявшей даже самые окаменевшие, самые черствые сердца, доброты, мало кто замечал в отце Ипполите что-либо, не свойственное другим. Тем ценнее сви­детельства исключительности его духовных дарований. Пре­подобный Варсонофий Оптинский лишь за несколько дней до смерти открыл одному из духовных чад: «Великая благо­дать дается старчеству — дар рассуждения. У нас, кроме физи­ческих очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим ее духовными очами, мы даже видим причину возникновения такой мысли.

И от нас не скрыто ничего. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь, для нас нет пространства и времени».

Старец Ипполит провидел будущее и прозревал помыслы, он даже отвечал на расстоянии тем, кто мысленно обращался к нему за советом и помощью. Объяснить, как это происходило в каждом конкретном случае, вряд ли возможно, но вопрошав­шие с верой получали ясный ответ в своем сердце. Некоторые, желая написать старцу, терзались сомнениями и не раз перепи­сывали свои послания, а когда наконец запечатывали конверт, вдруг с удивлением понимали, что «неразрешимая» проблема каким-то непостижимым образом уже решена.

Рассказывали, как однажды к старцу приехала паломница с письмом своей дочери, в котором та излагала приключивше­еся с ней несчастье и просила помощи духовно опытного чело­века. Отец Ипполит дал ответ просительнице, но женщина уговорила его прочесть письмо. Он взял листок бумаги в руки и с видимым усилием стал всматриваться в текст. Оказалось, что батюшка держал страницу... перевернутой. Тогда посети­тельница поняла, что содержание письма и без прочтения было известно старцу.

...Пожилая москвичка часто отправляла отцу Ипполиту письма на желтых листках бумаги «в клеточку». Однажды она приехала в монастырь и, подойдя к батюшке, в помыслах усом­нилась, доходят ли до него ее письма. Старец обернулся к ней и, как бы между прочим, обмолвился: «Ой, матушка на желтых листочках в клеточку нам пишет...»

...Безутешная мать всегда передавала через паломников в Рыльск записку о здравии сына Георгия, страдавшего нарко­манией, и сто рублей — пожертвование на монастырь. Однако на душе у нее было неспокойно: а что, если записки не попада­ют к старцу и он не поминает ее сына? Чтобы рассеять сомнения, она решила посетить монастырь. Отец Ипполит посмотрел на нее в толпе обступивших его людей: «Вот матушка, которая всегда передает нам по сто рублей за сына Георгия...»

 

Ручей и камень 

Однако принародных, очевидных чудес в Рыльске случалось немного. Обычно все происходило прикровенно, втайне, по дороге в монастырь, на пути домой, и открывалось не сразу, а по прошествии времени. Любовь Христова скрывает себя. Слава о рыльском старце облетела полмира. Но это не была «всемирная известность» прорицательницы Ванги. Господь скрывал Своего избранника от посторонних глаз, и только «званные на брачный пир» (Мат. 22:3) знали о нем. Ровно столько, сколько может знать смертный об Ангелах. (...)





Рейтинг@Mail.ru