Житие прп Иоанна Рыльского

ПАМЯТЬ
ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО
IOАННА РЫЛЬСКАГО


Житiе преподобнаго отца нашего Iоанна Рыльскаго, изложенное по руководству Четьихъ-Миней св. Димитрiя Ростовскаго

Преподобный отецъ нашъ Iоаннъ Рыльскiй, великiй постникъ, былъ родомъ изъ Болгарскаго селенiя Скрина, что близъславнаго города Средца (1). Онъ жиль въ царствованiе христолюби ваго Петра, царя болгарскаго и при греческомъ императорѣ Константинѣ Порфирородномъ (2). По кончинѣ своихъ благочести выхъ родителей, Iоаннъ роздалъ все оставшееся ему имѣнiе нищимъ, — ибо отъ юности возлюбилъ Бога болѣе всего, — а самъ принялъ иночество и ушелъ изъ своего родного селенiя, ничего не имѣя на себѣ, кромѣ одной кожаной одежды. Взойдя на одну высокую и пустынную гору, онъ сталъ проводить тамъ подвижниче скую жизнь, питаясь одними дикими растенiями. Чрезъ нѣсколько времени, по дiавольскому наущенiю, на Iоанна напали ночью разбойникии, избивши, изгнали его оттуда. Тогда Iоаннъ ушелъ съ той горы въ Рыльскую пустыню (3), гдѣ продолжалъ строгую подвиж ническую жизнь; тамъ онъ поселился въ большомъ дуплѣ дерева, проводя время въ постѣ и слезахъ, и совершая непрестанныя мо литвы передъ Богомъ. Въ пустынѣ онъ прожилъ шестьдесятъ лѣтъ; питался онъ тамъ только растенiями, никогда не видѣлъ человѣческаго лица и былъ окруженъ одними дикими звѣрями. За такое терпѣнiе Iоанна, Богъ повелѣлъ на томъ мѣстѣ вырости гороху и этимъ горохомъ блаженный питался многiе годы.

Однажды пастухи открыли убѣжище Iоанна и разсказали о немъ повсюду (4). Многiе стали приходить къ Iоанну и приносить къ нему недужныхъ, которые, по его молитвамъ, получали исцѣленiя. Слава о преподобномъ прошла по всей той землѣ и многiе, ревнуя о подвижнической жизни святаго Iоанна, захотѣли жить около него. Въ сосѣдней пещерѣ они воздвигли церковь и устроили монастырь, въ коемъ начальникомъ и пастыремъ былъ преподобный Iоаннъ. Будучи добрымъ пастыремъ своему стаду, Iоаннъ привелъ многихъ невѣрныхъ ко Господу и творилъ Его именемъ великiя и славныя чудеса (5).

Достигнувъ глубокой старости, Iоаннъ въ мирѣ окончилъ жизнь свою (6), удостоившись вѣчнаго блаженства на небѣ, и былъ погребенъ своими учениками.

Спустя немалое время, Iоаннъ явился ученикамъ, повелѣвая перенести его мощи въ городъ Средецъ. Открывъ гробъ, они увидали тѣло Iоанна цѣлымъ и нетлѣннымъ, источающимъ благоуханiе, и прославили о семъ Бога. Съ честiю перенесли они его въ городъ Средецъ и положили въ храмѣ святаго евангелиста Луки. Впослѣдствiи на томъ мѣстѣ создана была прекрасная церковь во имя преподобнаго Iоанна, и въ ней были положены честныя мощи его, отъ коихъ истекали дивныя и преславныя исцѣленiя.

Спустя много лѣтъ Венгерскiй король съ многочисленнымъ войскомъ двинулся на Греческую землю и захватилъ ее въ свою власть. Достигнувъ города Средца, онъ взялъ ковчегъ съ мощами преподобнаго, — ибо онъ много слышалъ о чудесахъ святаго, — и повелѣлъ нести его съ честiю въ свою страну и положить въ городѣ Остригомѣ (7). Архiепископъ же Остригомскiй, слыша, что великъ предъ Богомъ преподобный Iоаннъ Рыльскiй и славенъ своими чудотворенiями во всѣхъ странахъ, не хотѣлъ вѣрить тому.

— «Древнiя книги не упоминаютъ о такомъ чудотворцѣ», — говорилъ онъ, — и не хотѣлъ пойти на поклоненiе святому. Тогда внезапно онѣмѣлъ языкъ его. Понявъ, что причина нѣмоты его состояла въ томъ, что онъ похулилъ преподобнаго, архiепископъ поспѣшилъ къ ковчегу святаго и, припадши къ нему, облобызалъ честныя мощи его, прося прощенiя въ своей винѣ. Угодникъ Божiй, святый Iоаннъ, скоро услышалъ молитву архiепископа: немедленно разрѣшилъ языкъ его и снова далъ ему способность ясно говорить. Получивъ исцѣленiе, архiепископъ съ плачемъ исповѣдалъ всѣмъ свое прегрѣшенiе предъ святымъ и славилъ Бога и величалъ угодника Его, святаго Iоанна.

Много и другихъ преславныхъ чудесь сотворилъ святый въ венгерской землѣ. Приведенный сими чудесами св. Iоанна въ изумленiе, король венгерскiй украсилъ ковчегъ святаго серебромъ и золотомъ и, облобызавъ мощи его, опять отослалъ съ великою честiю назадъ въ городъ Средецъ. Такимъ образомъ, преподобный снова положенъ былъ въ святой своей церкви въ 1097 году по Р. Хр.

Чрезъ нѣсколько времени, Богу угодно было возобновить самостоятельность Болгарскаго государства, истощеннаго насилiемъ Грековъ, и это возрожденiе Болгарскаго царства совершилось при христолюбивомъ царѣ Iоаннѣ Асѣнѣ (8). Сей царь, въ самомъ же началѣ своего царствованiя, возобновилъ и укрѣпилъ разрушенные болгарскiе города и ходилъ войною на окрестныя страны, присоединяя новые города къ своему царству. Дойдя до города Средца и, завоевавъ его, онъ увидалъ тамъ мощи преподобнаго Iоанна Рыльскаго и, услышавъ о чудесахъ, совершающихся при мощахъ, поклонился его святому ковчегу. Облобызавъ пречестныя мощи его, онъ повелѣлъ патрiарху Василiю и клиру его взять всеславную раку святаго и съ великою честiю нести ее въ столицу Болгарiи Терновъ, при чемъ въ шествiи, по царскому приказу, участвовали 300 отборныхъ воиновъ.

Патрiархъ Василiй возложилъ пречестную раку на колесницу, и всѣ съ радостiю отправились въ путь, славя Бога и охраняемые молитвами святаго; между другими, шли и монахи основаннаго преподобнымъ монастыря, съ игуменомъ своимъ Iоанникiемъ. Самъ же благочестивый царь Iоаннъ-Асѣнь опередилъ шествiе, и, поспѣшно прибывъ въ столицу, велѣлъ устроить тамъ церковь и мѣсто для раки святаго.

Когда же царь узналъ, что приблизилось шествiе съ мощами преподобнаго, онъ самъ вышелъ встрѣчать его на «окопъ» (9) вмѣстѣ съ своими вельможами, властями и множествомъ народа, и всѣ радовались и веселились (10). При видѣ св. мощей, всѣ поклонились имъ. На окопѣ рака преподобнаго прибыла семь дней, пока не отстроилась церковь. А когда она была отстроена, тогда св. мощи были перенесены туда и положили въ ней съ великою честiю, а самая церковь освящена. Тамъ и доселѣ лежать чудотворныя мощи преподобнаго, источая постоянный источникъ исцѣленiй: приходящiе съ вѣрою — слѣпые прозрѣваютъ, нѣмые начинаютъ говорить, больные получаютъ здравiе, бѣсноватые исцѣляются.

Примечания

1. Средецъ — въ древности Сeрдика. — Нынѣ этотъ городъ называется Софiя и представляетъ столицу Болгарскаго княжества. [обратно]
2. Петръ правилъ Болгарiей съ 927 по 968 г. — Константинъ VII Порфирородный правилъ Византiей съ 912 по 959 г. [обратно]
3. Названiе свое получила отъ рѣки Рыло, въ округѣ города Раслога. [обратно]
4. Это было такъ: овцы внезапно отъ какого-то страха побѣжали по стремнинамъ до тѣхъ поръ, пока не добѣжали до мѣста, гдѣ жилъ отшельникъ. Пастухи, бѣжавшiе за ними, съ изумленiемъ увидѣли пустынника. «Вы пришли сюда голодные: — рвите себѣ горохъ мой и кушайте», — сказалъ отшельникъ. Они ѣли и насытились; только одинъ напряталъ себѣ много стручьевъ въ запасъ, безъ благословенiя пустынника, и когда на дорогѣ даль товарищамъ, то въ украденныхъ стручьяхъ не оказалось ни зерна. Они возвратились къ доброму старцу съ раскаянiемъ. Старецъ лростилъ ихъ и съ улыбкою сказалъ: «видите, дѣти, - эти плоды назначены Богомъ для пропитанiя пустыннаго.» [обратно]
5. Многiе приходили къ преподобному Iоанну и приносили своихъ больныхъ, которые получали здравiе молитвами святаго. Человѣкъ, нѣсколько лѣтъ одержимый нечистымъ духомъ, увидя шедшихъ въ Iоаннову пустыню, послѣдовалъ за ними. Не дошелъ онъ еще версты до Рыльской пустыни, какъ упалъ на землю и сталъ кричать: «не могу идти далѣе: палитъ меня огонь». Спутники, связавъ бѣсноватаго, понесли его къ преподобному и просили исцѣлить его. «Дѣти мои, — сказалъ онъ, — это — не по моимъ силамъ, я немощный человѣкъ, какъ и вы; одинъ Богъ можетъ исцѣлить его.» Тѣ неотступно просили его, и отшельникъ помолился о немъ: внезапно больной сталъ здоровымъ, и всѣ прославили Бога. [обратно]
6. Св. Iоаннъ скончался 18 августа 946 г., на 70 году своей жизни. [обратно]
7. Остригомъ, — городъ въ Венгрiи, на правомъ берегу рѣки Дуная, противъ устья р. Грана. Городъ очень древнiй и былъ колыбелью христiанства въ Венгрiи. Жители — римско-католическаго исповѣданя. Остригомскiй архiепископъ есть вмѣстѣ съ тѣмъ князь-примасъ всей Венгрiи, (Примасъ — титулъ католическаго архiепископа, приравниваемый на Западѣ къ званiю патрiарха на Востокѣ). [обратно]
8. Iоаннъ Асанъ или Асѣнь 2-й, сынъ Асѣня 1-го (царствов. съ 1221 по 1241 г.) – знаменитѣйшiй изъ государей Болгарского царства; онъ прославилъ и просвѣтилъ Болгарское царство больше всѣхъ царей, прежде него бывшихъ; построилъ много монастырей и украсилъ ихъ золотомъ и драгоцѣнными камнями; всѣ церкви онъ одарилъ многими дарами, а духовенство ихъ наградилъ великими почестями. Iоаннъ Асѣнъ былъ любимъ не только своими Болгарами, но и Греками. [обратно]
9. Окопъ — городской валъ. [обратно]
10. Перенесенiе мощей преподобнаго Iоанна происходило въ 1238 году. Сiе перенесенiе и воспоминается Церковiю 19 октября. [обратно]





Рейтинг@Mail.ru