Сщмч Никодим (Кононов)

Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский

 

День памяти - 28 декабря/10 января

 

      Будущий священномученик Никодим (Кононов), в миру Александр, родился 18 июня 1871 г. в Архангельской губернии в семье священника. В роду Кононовых, который прослеживается до XVII века, было много замечательных священников - северных миссионеров.
     С юных лет избрав путь служения Богу, Александр Кононов окончил сначала Архангельскую духовную семинарию, а в 1892 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где на четвертом курсе обучения, 10 февраля 1896 года, принял монашеский постриг с именем Никодим, вскоре был рукоположен во иеродиакона, а 21 апреля — во иеромонаха. Закончив академию со степенью кандидата богословия, летом того же 1896 года отец Никодим получает назначение смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских педагогических курсов. Кроме того, иеромонах Никодим состоял председателем комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища.
     Энергичная и плодотворная деятельность отца Никодима неоднократно награждалась епархиальным руководством с такими, например, формулировками, как «за предоставление слушателям и слушательницам курсов всевозможных удобств», а в 1901 году «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною», он получил Библию от Святейшего Синода. За примерное отправление обязанностей по должности в том же году он был возведен в сан архимандрита.
      Многохлопотное послушание — работа с молодежью, устроения дел духовных училищ, которое требовало постоянного отвлечения сил и внимания на внешние дела, не увлекло отца Никодима с пути монашеского возделывания своего собственного духовного поля. С юности он имел навык возлагать упование в этом на помощь святых угодников Божиих, живо проникался их примером, молитвенно припадал к ним сердцем. Еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Никодим составил акафист святителю Иоанну Златоусту. По своей проникновенности и высокому духовному настрою это творение юного монаха оказалось непревзойденным и более старшими и опытными церковными писателями, и акафист позднее получил официальное общецерковное признание.
      Обращаясь к опыту святых угодников, сам отец Никодим стремился донести открывшиеся ему нетленные сокровища духа до всех чад Православной Церкви. Любовь к Церкви Христовой, восхищение ее духовными богатствами и понимание той огромной пользы, которую молодежь могла бы получить от приобщения к ним, побудили отца Никодима встать на стезю духовного писателя, и не просто писателя, а агиографа. На этом поприще нашли свое органичное и плодотворное сочетание его незаурядный талант ученого-исследователя, дар мастера слова и горение монашеского сердца, устремленного в Горняя, и с этого пути отец Никодим уже не сходил никогда. На молодого ученого богослова обратил внимание и благословил на подвиги праведный отец Иоанн Кронштадтский.
      Уже в 1900-1901 гг. в Санкт-Петербурге подвижник предпринял кропотливую и основательную работу по составлению житий святых отцов, просиявших в наиболее близких ему по рождению северных и уральских землях. Всего за три года, не оставляя трудов по основной должности, отцу Никодиму удалось подготовить исследования-жизнеописания как отдельных святых угодников («Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители», «Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский»), так и энциклопедически обширные труды, в числе которых «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.», «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. Археологические очерки», «Архангельский патерик», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV-XVII вв.».
      В 1904 году архимандрит Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской духовной семинарии. В это время житейское море русского общества уже основательно «штормило» — настроения недовольства властями, нигилизма распространялись, как зараза, повсеместно, проникали уже и в среду молодежи, выбравшей путь служения Церкви, доходили до крайних форм своего выражения. Кто-то поддался таким настроениям, руководствуясь «благими» мотивами, перешел в ряды вольнодумцев и реформаторов, а кто-то встал на их пути камнем преткновения, защищая от ветров и волн мира фундамент церковного здания. Этой цели подчинил отец Никодим свою мудрость, опыт работы с молодежью, умение находить с ней взаимопонимание, умирять юношеский максимализм и мятежность силой духа и слова. Архимандрит Никодим получает благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, - если не навсегда, то на продолжительное время, - не подчиняться законным распоряжениям начальства», - говорилось в благодарственном слове архиерея.
        Наконец получил признание и акафист святому Иоанну Златоусту. Видимо, его не было тогда в нашей Церкви, а такая потребность ощущалась. Но цензор отклонил написанный студентом академии акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах». Спустя десятилетие Калужский архиепископ обратился в Св. Синод с письмом: у него имеется несколько вариантов акафиста святителю Иоанну Златоусту, написанных разными лицами, и пусть в Св. Синоде сами посмотрят, выберут из них наиболее достойный и утвердят, если сочтут нужным. А чтобы не было предвзятости, имена авторов он не указывает. Синод остановился на одном из акафистов - составителем его оказался архимандрит Никодим, - выразил ему в 1908 году официально признательность и распорядился печатать для церковного употребления.
        В 1909 году архимандрит Никодим вновь получает назначение на родной север, на должность ректора Олонецкой семинарии. В эти годы выходит в свет еще один его труд «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел» (1910).
      9 января 1911 г. в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был хиротонисан во епископа. Хиротонию совершали митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан и другие. Епископ Никодим направляется в Курскую епархию, на кафедру епископа Рыльского, викария Курской епархии, которая в то время охватывала и Белгородчину. Епископ Никодим прибыл на Рыльскую кафедру незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского и свой перевод расценивал как явный Промысел Божий. В своей речи при наречении в епископский сан он говорил об этом так:
        «Восстающий во славе нетления и чудес святитель Иоасаф да укрепит и умудрит в сослужении архипастырю Церкви Курской! Господь сподобил меня побывать в Белгороде, и я стал у раки святителя Иоасафа в бытность ректором семинарии в Петрозаводске. У нового чудотворца земли Русской одного просил от всего сердца моего - да будет он добрым руководителем во все дни жизни моей в служении Церкви Христовой. Прошло около полугода с той поры, и в самый день кончины святителя Государю Императору угодно было утвердить избрание Вашим Святейшеством меня на служение в пределах епархии святителя Иоасафа. В этом усматриваю явное Божие смотрение и в надежде на помощь святителя Белгородского смиренно предаюсь изволению святителей, как воле Самого Господа нашего Иисуса Христа». 20 февраля 1911 года г. Рыльск торжественно встретил владыку, который тепло благословил паству: «Привез я вам с далекого и холодного севера сердце любящего отца...».

        В 1913 году епископ Никодим назначается на Белгородскую кафедру Курской епархии. Ранее проживая, по его собственным словам, то в Рыльске, то в Курске, то в Белгороде, теперь он получает возможность глубже и всесторонне сосредоточиться на воссоздании полной картины епископской деятельности своего святого предшественника. Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, музей с обширным фондом документов. Епископ Никодим составляет две молитвы и акафист святителю Иоасафу. Протопресвитер М. Польский в книге «Новые мученики российские» пишет: «Этот благодатный труд Преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию». Результатом громадной работы епископа Никодима стала книга «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа», содержащая ценные биографические документы, иллюстрации, документальные данные о чудесах, совершенных предстательством святителя. В 1917 г. он за свои труды был удостоен степени магистра богословия. Владыка Никодим стал инициатором создания и одним из составителей многотомного энциклопедического труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий».
      Это была одна сторона деятельности владыки на Белгородской кафедре. Одновременно епископ Никодим много сил отдает пастырской деятельности. На этом поприще он за то небольшое время, что служил в Белгороде, снискал любовь и уважение людей. М. Польский в уже упомянутой книге пишет: «Проповеди епископа Никодима отличались необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убедительности». Служил он истово и отрешенно, весь уходя в служение Богу, был «как посланец с небес среди земных людей». Отмечалась его особая повествовательно-напевная манера чтения молитв во время богослужения. Как архипастырь он действовал сообразно обстоятельствам, мог быть или непреклонно строг, или снисходителен и заботлив. Не оставались без внимания владыки и дела благотворительности - учреждались и поддерживались дома призрения престарелых и сирот, на полном иждивении владыки жили перед революцией два воспитанника духовного учебного заведения.
      1917 год принес гонения на Церковь и ее служителей. Эта участь не обошла и белгородскую землю. Гонения на Церковь проявлялись и в том, что запрещалась проповедь священников, особенно если она была направлена против новой власти. Епископ Никодим в своих проповедях обличал насилие, грабежи и убийства, совершаемые властями ради утверждения своих идей, он проповедовал, что законы Божий выше законов человеческих. М. Польский пишет, что епископ Никодим, изучив жизнь святителя Иоасафа, «полюбив его духовный образ и прославив его в творениях своих, сам был во многом подобен ему». В акафисте святителю Иоасафу Белгородскому есть такие слова: «меча духовного в ножны не вложивый», их можно отнести и к епископу Никодиму. Он сражался доступными ему духовными средствами - проповеди владыки были поистине мечом духовным, им он защищал свою паству. Такие проповеди, естественно, восстанавливали местные власти против владыки. Близкое окружение предостерегало любимого архипастыря от смелых шагов, совершенно обоснованно опасаясь за его жизнь, но он, не ограничиваясь проповедью с кафедры собора, регулярно проводил беседы на религиозно-нравственные темы. В этот период епископ Никодим чудом избежал ареста.
     Осенью 1918 г. епископ Никодим стал участником Всеукраинского Православного Церковного Собора в Киеве. По окончании Собора ему настоятельно предлагали не спешить с отъездом, но владыка вскоре был в Белгороде.
     25 декабря 1918 года по ст. ст., в праздник Рождества Христова, в час дня в мужском монастыре белгородский комендант С.А. Саенко арестовал епископа Никодима. В четыре часа того же дня он привез его обратно, пообедал вместе с ним и ушел. Вечером владыка отслужил всенощную и в конце богослужения произнес проповедь, где в очередной раз критиковал большевиков. Присутствовавший инкогнито на богослужении Саенко послал в пономарню двух солдат, которые передали ризничему монастыря иеромонаху Неофиту требование епископу выйти из алтаря и явиться для допроса в ЧК. Епископ подчинился и был уведен теми же солдатами. К 9-ти часам утра следующего дня он был приведён начальником тюрьмы Воликом и секретарем ЧК Шапиро в арестный дом, где его заключили в камеру. К этому времени новость об аресте епископа узнали верующие. У женского монастыря, где в то утро должен был служить владыка, начал собираться народ. Верующие надеялись, что если они попросят за епископа «всем миром», то его отпустят. Преподавательницы женской гимназии убедили свою начальницу Марию Дмитриевну Кияновскую выступить в качестве представителя от народа с просьбой о помиловании епископа. Кияновская и часть верующих направились к зданию ревкома, остальная, значительно большая часть собравшихся, двинулась к арестному дому. Были вызваны солдаты, здание было оцеплено, на толпу нацелили пулеметы. Кияновская просила освободить епископа, но её не только не слушали, но и обвинили в контрреволюционных настроениях. По свидетельству очевидцев, Саенко кричал: «Явная преступница! За буржуя стоишь!». В толпе появились агенты ЧК, которые арестовали Кияновскую. На другом конце города толпа в несколько сотен человек подошла к арестному дому, требуя отпустить епископа. Явился начальник тюрьмы Волик и, стреляя из револьвера, пытался разогнать народ. Люди расходиться отказывались и настаивали на освобождении епископа. Тогда Волик вызвал несколько десятков вооруженных солдат и, продолжая стрелять в воздух, разогнал толпу при их помощи. Мария Дмитриевна Кияновская была выведена на пожарный двор, где С.А. Саенко сам застрелил ее.
      В 9 часов вечера в арестный дом прибыли секретарь ЧК Шапиро с начальником тюрьмы Воликом и под конвоем увели епископа Никодима в ЧК. Для того, чтобы изменить внешность архиерея, у него отобрали монашеское одеяние и епископский крест, остригли ему бороду, переодели в длиннополую светлую солдатскую шинель и студенческую фуражку. В этом виде его привезли ночью в тюрьму, где В.А. Саенко, М.А. Васильев и С.Набоков тремя залпами расстреляли владыку около тюремной кухни и там же закопали.
       Опасаясь нового всплеска волнений среди верующих, белгородские большевики пытались скрыть от них расстрел епископа Никодима. Жителям было объявлено, что епископ увезён в Харьков. Только по прошествии полутора месяцев в харьковской газете «Известия временного рабоче-крестьянского правительства Украины и Харьковского Совета рабочих депутатов» за № 54 от 26 февраля 1919 г. была опубликована телеграмма из Белгорода, где сообщалось: «Местные попы во главе с архиереем Никодимом повели среди крестьян злостную агитацию против советской власти. Уличенные в черносотенной агитации архиерей Никодим и один из попов были по приказу военно-революционного комитета расстреляны». В конце февраля 1919 г. тело епископа Никодима по приказу белгородского комиссара внутренних дел Ф.Я. Славгородского было перенесено и зарыто в общей могиле с северной стороны ограды городского кладбища. Холм над этой могилой всю весну и лето жителями был украшен цветами, служились панихиды. После вступления летом 1919 г. Добровольческой армии в Белгород могила была вскрыта. Медицинский осмотр убиенного архипастыря установил, кроме огнестрельной раны в груди (не смертельной), пролом черепа, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей. Останки епископа Никодима были торжественно перенесены в Троицкий монастырь.
      При участии всего духовенства города и большом стечении народа владыка был погребен на завещанном им месте - у северной стены Свято-Троицкого собора, вблизи раки святителя Иоасафа.
    Священномученик епископ Белгородский Никодим (Кононов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.
      Заканчивая повествование о святых в «Архангельском патерике», епископ Никодим писал: «Теперь с горних высот взирают на нас и своими молитвами облегчают наши труды. Как яркие звезды на полуночном северном небе, сияют они, угодники Христовы, светом своих добродетелей и влекут наши сердца к горним обителям...». Эти же слова можно сказать о новых мучениках и исповедниках Российских, в их числе и о самом епископе Никодиме — богослове, духовном писателе, ревностном архипастыре, много лет послужившем в различных краях русской земли, в том числе и на Рыльской кафедре.

 

                                 <<предыдущая       следующая>>





Рейтинг@Mail.ru